Ksya (yaroshok) wrote in ru_crafts,
Ksya
yaroshok
ru_crafts

Category:

Как свалять войлок (высокохудожественный :))

Вот такой например:




Мы собрались втроём: Роза, её дочь Аня и я, мы управились с работой за 2 часа с объяснениями и фотографированием.


Материалы:
 1.Шерсть в волокне (непряденная) на фото в этом курсе:



"мерино" - самая тонкая (19-21 микрон), попробовать можно разную. по кол-ву не скажу, не считала. но из 50 г пасмы получается неск. образцов - зависит от техники и от желаемой толщины войлока.
 2.Для украшения - разл. другие волокна - шелк, лен, шерстяные (например мохер) нити, кусочки шерстяной и шёлк. ткани.



крашенные волокна шерсти - кудри "прямо с овцы":



Подручн. средства:
1. Полиэтил. плёнка "с пузырьками" - размером чуть больше образца и таких 2 раза - чтобы подложить и сверху укрыть
2. мыло - попроще, детское, хозяйственное.
3. 2 полотенца кух. махровых
4. емкость для воды - ванночка от 1 кг мороженного к примеру.


Образец 1 - лоскут.


Кусок полиэтилена положить на стол пузырьками кверху.


Укладывать шерсть надо на площадь размером побольше чем планируемый образец (включите в расчет усадку на 1\3 - т.е. если вы хотите лоскуток шириной 20 см, то сухую шерсть укладывать на ширину 30 см) . Если у вас длинная пасма шерсти, оторвите от нее кусок длиной в см 30 для удобства.
Возьмите пасму шерсти в одну руку (руки сухие!) и другой рукой вытягивайте из нее отдельные тонкие плоские прядки. Имейте в виду, что волокна длиной примерно 8 см, т.е. держать пасму нужно в 8 см от конца с которого вытягиваете прядки.





Вытянутые прядки укладывайте на плёнку в одном направлении "внахлёст" друг на друга (потому что к краям прядки редеют). Если где получилась разреженность - положите сверху еще прядку.




Следущий слой укладываем также, но в противоположном направлении.



Слоёв может быть разное кол-во - в зависимости от того, насколько тонкие прядки вы вытягиваете. Для образца остановитесь на 4-6 слоях, потом сориентируетесь на будущее по своему результату. Если вы хотите двусторонний войлок - в два цвета, то то положите 2и2 или 3и3 слоя соотв. Можно сделать одноцветый образец с украшением на последнем слое - будет панно на стену.
Итак - вы положили 4 слоя каждый раз меняя направление. Вот такая пушистость у вас получилась:



Равномерность укладки тоже влияет на эффект. Здесь я говорю о ткани равномерной толщины - чтобы с нее начать. Если укладывать неравномерно - получится что-то другое. Например, я видела очень красивый войлок с фактурой как у молодого каракуля - это скорее всего результат специальной неравномерной укладки. Сама пока не пробовала.


Теперь украшения. Я советую для первого опыта попробовать разные материалы и посмотреть как они себя ведут.


Композиция Ани (кудри крашеной шерсти, скатанная в колобки непряд. шерсть и она же просто "плюшками", шелк. волокна):



Мой образец (клетка из шерсти контр. цвета и шелк. волокна. Всё на основе из шелк. ткани(бледно-сиреневого цвета, просматривается еле-еле). позднее я еще положила 2 кусочка шерст. ткани):



Обрацец Розы (спирали из шелк. влокна, водоросли из кудрей крашеной и нат. овечьей шерсти):



Аня решила украсить еще и с другой стороны, уже после намачивания и переворачивания, так что отход от правил тоже возможен:



можно  сделать свисающие детали: привалять кудряшку шерсти у её основания к образцу:



Готовую композицию надо намочить.
Побрызгайте на неё руками или из распылителя. Для ориентировки - каплями должна быть покрыта примерно половина площади образца.




 Аккуратно накройте образец сверху пленкой, слегка смазанной мылом (пузырьками к образцу), прижмите и разгладьте, чтобы вода намочила все слои шерсти равномерно. Слишком большой влажности стоит избегать - чтобы волокна не "уплыли" из образца. Если воды не достаточно, можно всегда открыть и добрызгать.
Если при снятии пленки шерсть прилипла - не пугайтесь, аккуратно снимите и уложите на место.



Намыльте руки. Уложите ладони на работу и начните легонько прижимать и прихлопывать. Поскольку образец лежит украшенной стороной кверху - не трите слишком сильно, чтобы не исказить рисунок.



Когда мыло распределится, накройте работу пленкой и переверните как блин. Намыльте руки опять и повторите процедуру уже на этой стороне. Потом начинайте легонько "втирать" всей площадью ладоней - т.е. очень короткими движениями, больше прижимая, чем двигая руками. Двигать сильно не рекомендую - волокна будут сдвигаться, а наша цель - сцепить их, "втереть" друг в друга, не корёжа рисунок (который сейчас находится внизу, руками вы работаете первым делом по изнанке).


Когда изнанка обработана - можно валять и по лицу:



Добавляя мыла, продолжайте тереть с обеих сторон. Если воды слишком много, все "плавает" - положите на работу махровое полотенце, скатайте вместе с пленкой и аккуратно отожмите, не выкручивая.


Когда вы увидите, что волокна уже не лежат свободно (двигаются относ. друг друга), а сцепились (часа эдак через пол после начала валяния - с опытом это будет быстрее) - можно накрыть работу пленкой, скатать в трубочку и покатать эту трубочку как скалку раз эдак 30 или 50. Потом развернуть, свернуть в противоположн. направлении и опять покатать раз 30-50.




Потом можно собрать образец в комок и помять. Не бойтесь, ничего с ним не случится, главное - не перекручивать.


Как понять что войлок уже готов? Хорошо видно, когда вы делаете двухцветный войлок - на каждой стороне должны появиться отдельные волокна другого цвета, это означает, что волокна проникли через все слои. Также просто можно потеребить пальцем - насколько волокна лежат отдельно на каждой стороне. Должны сцепиться и не двигаться по-отдельности, не отделяться от ткани, должно быть уже не видно направления, в котором вы укладывали верхний слой, должна появиться некая однородность  некая "клетчатость" переплетения.


Проще всего конечно показать на пальцах, но на собственном опыте тоже можно понять.


Вот что получилось у нас:


У Розы



У меня (я тоже добавила кусочки шерстяной ткани уже в процессе валяния, и несмотря на это они хорошо закрепились в войлоке):



Обратите внимание, что засчет усадки шерсти шелковые волокна (которые почти не дают усадки) пошли волнами.


Образец Ани к сожалению не получился на фото.


Готовый образец прополоскать в неск. водах. Последний раз - с добавлением уксуса (бесцветного!) для закрепления цветов. Можно отжать образец в центрифуге (стиральной машине на отжиме). Высушить в расправленном виде на плоскости.


Если после высушивания вы решили, что войлок "не довалян", то его всегда можно намочить и продолжить. Так же можно обойтись с вещами, которые "заколосились" после продолжительной нОски.


Заметки:
- стирать вещи руками в теплой воде (порошком для шерсти), сушить на плоскости.


- шерсть натуральных цветов (белый-экрю, бежевый, серый, коричневый и т.п.) сваливается быстрее - потому что волокна не измучены хим. красителями.
Соотв. ярко-красный, розовый, и проч. валяются дольше и мучительнее :)


- чтобы свалять войлок по площади больше, чем ваше рабочее место (шарф, ткань на одежду) - используется "пошаговое" валяние: свалять доступный размер до полуготовности, край разреженный, утонченный - потом скатать и "привалять" к краю кусок дальше. В самом конце скатать всю площадь в трубку и катать, то же в др. направлении. Сама я это еще не проделывала :)
В книжке видела картинки, как целые ковры закатывают в рулоны, упаковывают, привязывают и таскают по земле, по кочкам за велосипедом или тележкой - "сбивают-сваливают"


Валяние на основе из шёлковой или др. ткани:


тот же самый процесс, только слоёв можно укладывать меньше, хоть вообще 1 разреженный (в зависимости от задуманного) - потому что основа уже есть.


Я попробовала тонкий и разреженный шелк:



При усадке шерсти из шелка будут образовываться так назыв. "буфы" - в зависимости от плотности-толщины шёлка разные. В моем случае они почти не видны, очень мелкие - ткань разреженная.



Если это будет тонкий, но плотный шелк и слой шерсти будет поразреженней - то и буфы будут крупнее, разного размера и выпуклые.


 Простор для творчества огромный - от однородной "ткани" войлока (с узором из волокон шелка поверху, например) до узорчатой фактуры с прозрачностью шелка и "прожилками" шерсти - любые сетки и проч. очень красиво выглядят.


Если до меня доберётся фотография шарфа, который я сделала и подарила тут же, быть ей на этом месте :)


Так же я видела у женщины, где я проходила курсы войлок на разн. других основах - например на ткани с металл. (или имитацией металла) нитями. Они очень загадочно проблескивают сквозь шерсть.
 


Продолжение последует, если есть желающие:


Метод валяния бесшовной вещи - пинетки, сумочки, шапочки.


Вот еще мой пост был на тему:


http://www.livejournal.com/users/yaroshok/39088.html#cutid1


тут можно посмотреть степень "довалянности" и фактуру крупнее


 


Успехов тому, кто решится попробовать :))

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →